Вдохновляет

Автопутешествие с ребенком: выжить или отдохнуть?

Лайфхаки в поездке

Наш приглашенный автор – Анна Лазебная – на своем опыте прошла все круги…. рая путешествия с малышом в автомобиле на далекие расстояния. Как развлекать ребенка в дороге? Где найти кидс френдли заправки и добраться из Киева в Хорватию, читай дальше.

Путешествующие: Аня, Андрей и Маша (11 мес.)

Автомобиль: Хюндай Гетц

Пробег: 3600 км

Расход бензина на поездку: 260 л

Дата: июнь 2012 (17 дней)

Расходы на жилье: до 700 евро (с учетом остановок во Львове и Мукачево)

Средний чек в кафе:  от 25 до 60 евро (на 2 взрослых)

Решение как провести отпуск  мы приняли за полгода до поездки,  т.к. еще до появления Маши хотелось совершить автотрип. Когда появилась Маша, то мы взвешивали ЗА и ПРОТИВ, читали отзывы, слушали нотации родственников и удивление (иногда непонимание друзей) и всё же поехали. Целью было совместить приятное с полезным, а именно море и солнце, знакомство с новыми местами и шоппинг. Конечным пунктом выбран был город Ровинь в Хорватии, остальной маршрут проложили через Венгрию.

Наш маршрут:

13.06 Киев-Львов - Мукачево

14.06 Мукачево-Шиофок

16.06 Шиофок-Ровинь

23.06 Ровинь-Езерче (национальный парк Плитвицкие озера)

25.06 Езерче-Будапешт

28.06 Будапешт-Львов

29.06 Львов-Киев

Маршрут был разбит на части, т.к. с ребенком одним махом доскакать до пункта назначения не представлялось возможным и желаемым. Всей организацией занимались сами без привлечения агентств и т.п. Отели бронировали через Booking.com в апреле-мае. Пунктом пересечения границы выбрали «Дзвінкове» (с.Горонглаб). Пункт работает не круглосуточно и машин там нет или почти нет. Его непопулярность позволяет избежать очередей на границе, но дорога от Мукачево до самого пограничного пункта напоминает сафари.

Самыми сложными участками были:

- Киев-Мукачево, он же и самый длинный, т.к. от Львова до Мукачева мы ехали в темное время суток под проливным ливнем (а дорога на перевале и в хорошую погоду не самая легкая).

- Также трудно было на обратном пути из Будапешта до Львова, но там скорее сказывалась Машина усталость и прорезывающиеся зубы.

Как подготовить машину и что взять с собой в дорогу:

Перед поездкой наше авто прошло неплановое ТО, мы изучили европейские правила дорожного движения (например, скоростные режимы в странах посещения, требования к наполнению автомобильной аптечки, наличие светоотражающих жилетов и т.д.)

Поместиться в Гетц неопытным путешественникам и родителям было сложно, поэтому был куплен авто- бокс на крышу. В наш багаж входили:

- коляска-трость (желательно, чтобы капюшон коляски полностью опускался до бампера или прихватите парео, чтобы можно было закрыть спящего ребенка от солнца),

- складная детская кроватка (при бронировании жилья уточните есть ли кроватки в отелях/апартаментах и не тащите лишний груз, как это сделали мы),

- одежда (наличие стиральной машины в забронированном жилье позволяет значительно уменьшить размер сумки),

- различные гаджеты, в т.ч. фумигатор (важно не забыть зарядные устройства к ним всем),

- сумка-холодильник с минимальным запасом еды и воды для ребенка,

- медикаменты (следует взять средства от поносов и запоров, от температуры и солнцезащитное средство, гель для десен, если у ребенка режутся зубки),

- корзина с различными  игрушками и всё.

Мои личные лайфхаки для путешествий с ребенком:

- обязательно берите себе и мужу удобные легкие рюкзаки для прогулок на целый день. Рюкзак не сползет с плеча в то время, когда юный пешеход шагает, а вы скрючились над ним. В него поместится все необходимое и все будет под рукой.

- в таком рюкзаке должны быть (в зависимости от возраста ребенка): памперсы, влажные салфетки и легкая пеленка; комплект сменной одежды (обливание соками или живописные картины из еды на пузе никто не отменяет в путешествиях) + кофточка с длинным рукавом и носочки, на случай прохладных вечеров; бутылочка воды, баночка еды и ложка.  Также всегда носите с собой копии всех документов (оригиналы лучше оставить в сейфе отеля) и деньги (опять же, что-то должно быть в отеле, на случай потери или кражи сумки).  Если это распределить по двум родительским рюкзакам, то не так уж тяжело. А если часть сложить в коляску, то и вовсе не беда.

- рядионяня всегда и везде! С ней вы сможете вечером посидеть с мужем во дворе бунгало, пока ребенок мирно сопит в номере.

- эргорюкзак – верный помощник для прогулок по местности, где много подъемов и спусков или любой другой пресеченный ландшафт и толкать коляску в таких местах не самое увлекательное занятие.

Дорога:

Мы ехали так, чтобы Маше было не во вред и не в напряг.  В дороге мы чередовали сон, час-полтора игры в машине, потом остановки  с посещением WC , питанием и изучением флоры вокруг мест стоянки. Надеяться, что отечественные заправки удивят вас сервисом -  не стоит, по своему опыту могу сказать, что  мне еще ни разу ни на одной нашей заправке не дали стакана кипятка просто так (а на некоторых даже за деньги). Европейские заправки радуют сервисом и чистотой, главное выбирать крупные сетевые, например Marche. На таких заправках обычно есть игровой уголок и площадка на улице, отдельный стол для подогрева детской еды с микроволновкой и чайником; чистая и приятная пеленальная комната.

Теперь о местах нашего пребывания:

Шиофок (Венгрия, озеро Балатон)

Отличнейшее место как оказалось, хотя мы многого от него не ожидали, был просто пункт остановки для передышки в пути. Для отдыха с детьми - самое оно. Озеро пресное, мелкое и теплое. Пляжи и берег пологие. Вода в озере не кристально прозрачная, но чистая. Проживали мы в частных апартаментах, каких там пруд пруди. На каждом дворике надпись о том, что есть свободные номера, комнаты, бунгало и т.д. В номере нам поставили детскую кровать (еще до нашего приезда), также во дворе организовывался простенький завтрак.

Рядом был бассейн, больше декоративного характера из-за своих размеров, детская горка и качели, беседка и мангал. Всего в доме около 10 номеров, все с отдельными входами.  Это место удивило тем, что банные полотенца в номер не полагались, поэтому при бронировании внимательно читайте всю информацию и это спасет от неприятных неожиданностей.

Кстати на сегодняшний день стоимость проживания в этом же комплексе Marina Panzio такая же как и была в 2012 году - 75 евро за две ночи.

Сам город небольшой, очень тихий и чистый. Есть супермаркеты, на центральной площади ТЦ с магазинами для шопинга (H&M и тому подобные). Английский немного знают официанты и всё. Местные жители лучше говорят на немецком, а поколение старше 50  - на ломаном русском.

Рядом с местом нашего проживания был бесплатный пляж, на котором было всё чтобы приятно поваляться на берегу. Берег там не песочный, а газонная травка. Ребенку в траве не найти ничего интересного, даже окурка (привет пляжи Одессы). На берегу спасатель, на территории кафе-рестораны, бесплатный и чистый туалет, довольно большая детская площадка.

Уже в первый ужин мы  поняли, как нам придется кушать всё последующее время - по очереди. Мария  как раз училась ходить и сидеть на месте категорически не хотела. Поэтому один ест – второй, согнувши спину, гуляет с Машей. Отныне мы садились только на открытых площадках и за крайними столиками. После первой вечерней прогулки мы решили, что Шиофок город детского и пенсионного отдыха. Но мы ошиблись! Днем мы прогулялись  до пристани, а за ней около двух километров  тянутся пабы, бары, рестораны, ночные клубы и т.д. Далее они переходят в улицу отелей. Т.е. там, оказалось, есть чем развлечься и без детей.

От пристани каждый час отходят прогулочные лодочки и просто транспорт для тех, кто желает попасть на другой берег. С железнодорожной станции за час можно добраться до центрального вокзала Будапешта. На следующий день мы позавтракали на вилле и поехали дальше.

После Венгрии мы поехали  в Хорватию.

Провели 7 дней в Ровине (Истринский полуостров) и 1,5 дня на Плитвицких озерах (с. Езерце).

Ровинь - не самое оптимальное место для  детского отдыха. Берег каменистый, камни острые, пляжи небольшие. Возможно, если уехать за пределы города, то можно найти что-то более подходящее, но мы такой целью не задавались.

В аэропорт Пулы к нам прилетела Машина бабушка (из Киева летом туда легко добраться чартером) и мы сняли на семью квартирку в частном доме (две спальни и кухня-студия). На кухне вся необходимая посуда. В доме владельцев можно было воспользоваться стиральной машиной. Во дворе есть место для парковки автомобиля. Жилье находилось за пределами города, но с машиной это не доставляло неудобств и существенно снизило стоимость проживания. Эта квартира за 7 дней обошлась нам в 360 евро.

В Ровине мы много гуляли по старому городу, катались на кораблике, брали в прокат велосипеды и мотобайк, купались в кристально-чистом Адриатическом море и даже попали на "сальса" фестиваль. Благодаря моей маме мы с мужем даже смогли провести несколько романтичных вечеров, т.к. пока спящие и хорошо выгулянные родственники старшего и младшего возраста остаются в номере, мы  хорошо провели время в романтичном кафе, расположенном прямо на скалистом берегу в старом городе, где в меню только шампанское и коктейли, из освещения только свечи и подсветка из глубины морской и приятная лаунж музыка, которая отвлекает от всей суеты прошедшего дня.

После Ровиня мы поехали в Пулу, в планах было посещение амфитеатра (который сохранился гораздо лучше римского собрата) и провести бабушку на рейс в Киев.

Далее мы направились в сторону Плитвицких озер. Навигатор повел не самой оживленной, но очень живописной дорогой.

Остановились в Plitvice House Pox, где остановка на две ночи обошлась в 80 евро. Забронированный номер оказался крохотным,  и хозяин пансиона переселил нас в номер чуть больше, но даже там было тесно и место подходило только для ночевки.

Сами Плитвицкие озера - это нереальная красота, которую словами не передать, там нужно просто побывать. Приезжать в парк лучше как можно раньше, к самому открытию. Так и место для парковки найти проще и избежать толпы туристов, которые съезжаются после 12 часов можно. Также утром не так жарко.

Т.к. местность  изобиловала маленькими тропками, которые то ведут вверх, то круто уходят вниз – мы оставили коляску в машине и воспользовались эрго-рюкзаком. Сначала решили идти по самому короткому маршруту, т.к не знали как Маша будет переносить такой вид развлечений. Дошли до развилки, где короткий маршрут подходил к концу, а дальше был следующий чуть длиннее и пошли дальше. Так мы прошли все маршруты пешком с Машей в рюкзаке, в котором она  отлично провела  время и неплохо поспала.

На территории парка работает только электро-транспорт (автобусы и паром). При желании можно воспользоваться обзорной экскурсией на электробусе, но это не спортивно и подходит для пенсионеров.

Далее наш путь лежал в Будапешт.

В центральной части города я нашла замечательные апартаменты (2-комнатная квартира в новом жилом доме со стиральной машиной,  посудомойкой,  wi-fi и ежедневной уборкой). Квартира в All-4U apartments на 3 суток обошлась в 140 евро. Также ребята прислали нам оригинальное письмо подтверждение оплаченной брони, на основании которого мы получили визы. Там мы бесцельно гуляли пешком  по городу, отъедались в ресторанчиках и устроили небольшой шоппинг. После 3 дней в Будапеште мы поехали домой.

Это было наше первое совместное авто-путешествие, после которого мы уже успели вместе побывать в Голландии и объездить на поездах четверть страны вдвоем с Машей; самолетом  прилететь в Прагу и познакомить с этим замечательным городом бабушку; на авто уже на полторы недели приехать в Шиофок и провести там весь отпуск; опять же на машине съездить в Татры и покататься на лыжах.  Мы и дальше строим множество планов на путешествия, которые будут интересны и полезны ребенку и нам.